Советы психолога



Дети и жестокость в компьютерных играх: имеет ли смысл бить тревогу?








Чтобы разобраться в проблеме влияния жестоких игр на психику детей имеет смысл сначала сказать о роли агрессии в нашей жизни. Как мне кажется, именно на этом строятся основные доводы в защиту допустимости жестоких игр.
Действительно, агрессия – это природное состояние человека. Мы испытываем гнев, раздражение, недовольство в ответ на чье-то поведение (оскорбление, создание препятствий), в связи с собственным физическим состоянием (жарко, устали, голодны) или из-за неудовлетворенности потребностей (хотели чего-то, но не получили). Однако, общество стремится ограничить проявление прямой разрушительной агрессии. Прописаны статьи уголовного и гражданского кодекса, взрослые запрещают детям драться, грубое поведение считается неэтичным. В то же время общество предлагает альтернативные формы, различные «косвенные» способы выражения своей агрессии. Например, различные виды спорта, любительская охота и рыбалка, мужские драки с соблюдением кодекса чести, ролевые игры с элементами агрессии. Если разобраться, анекдоты, сатира, черный юмор служат той же цели. Нас с детства учат выражать свое недовольство корректно, дипломатично, или как сейчас модно говорить «конструктивно». Еще в древности обнаружены разные способы саморегуляции, достижения спокойного состояния, снятия напряжения: всевозможные медитации, физические нагрузки, настои из трав, самовнушение. Чего только нет! И все для того, чтобы жить среди людей было безопасно, и в тоже время естественная эмоция получала выход. Ведь, совершенно верно говорится, что подавление агрессии приводит к ее накоплению, а потом взрыву в виде нервных срывов, аффектов (а там и до убийства недалеко) или психосоматических заболеваний (язва, астма, онкология). Да, агрессия – естественная, биологическая эмоция, но формы проявления ее в человеческом обществе все же должны быть культурными и не только потому, что так требует абстрактная мораль, а в первую очередь в целях нашей же с вами безопасности.
Производители жестоких компьютерных игр часто спекулируют именно на том, что людям нужен способ выхода агрессии и благодаря играм это происходит. Но они забывают, что существует множество нюансов в этом вопросе. Точнее не забывают, а им просто выгодно «закрыть на это глаза». Подобные игры негативно отражаются и на психике взрослого человека, но если нет каких-либо специфических проблем, то он не впадет в зависимость, будет играть время от времени и большого вреда от жестоких игр не будет. При наличии глубоких психологических проблем обсуждаемые виды компьютерных игр даже на взрослого человека будут иметь разрушительное воздействие. Но здесь речь идет в большей степени о детях.
Защитят ли детей границы межу виртуальным и реальным миром?
Границы между реальностями жизни и игры у ребенка очень непрочные. Нашей психике на самом деле все равно, происходят ли события на самом деле или всего-навсего их видит наш глаз, слышит наше ухо, или мы его вообще себе вообразили, или увидели во сне. Вся информация, которая поступает к нам, делает потихоньку свое дело: позитивная нас созидает, негативная разрушает. В США в середине прошлого века были проведены обширные исследования влияния СМИ на поведение и доказано, что дети копируют увиденное, используют потом это в играх и в отношениях с ровесниками. Я, например, призываю родителей к тому, чтобы их дети меньше смотрели фильмы со сценами насилия. Но при просмотре фильмов ребенок занимает хотя бы пассивную позицию, тогда как в компьютерных играх он активен и может влиять на происходящее: именно он замахивается топором и отрубает голову у человека, или там курицы. И для психики это равнозначно реальному действию, она уже записала его алгоритм и на бессознательном уровне воспринимает как реально совершенное. Попадая в различные сложные ситуации общения, ребенок уже имеет определенную программу: «замахнись топором и отруби голову». Хорошо, если в чистом виде она никогда не сработает, но, однако, ее разрушительная схема может проявиться в высокой конфликтности, стремлении причинить вред другому человеку любыми способами. И самое страшное, что при этом часто отсутствует самокритичность к своему поведению, а есть ощущение своей полной правоты.
Как влияет жестокость в играх на детей?
Мировосприятие ребенка это, можно сказать, мозаика из его жизненных событий. И если жестокие игры занимают значительное место и время, то картина мира ребенка будет строиться из их фрагментов: сценарии, законы, ценности. «Привычное» постепенно становится характером… В старые времена в Скандинавских странах мальчикам в качестве игрушки давали живых птенцов, чтобы дети разрывали их и привыкали к крови. Жестокость их воинов не знала границ. Никто не настаивает на том, чтобы детей воспитывали в тепличных условиях. В мире есть жестокость и опасности, безусловно, о них надо знать детям и надо уметь себя защитить. Но согласитесь, что в нормальной секции карате из детей не сделают моральных инвалидов, там учат самозащите с учетом ситуации и меры опасности, а параллельно развивают нравственные качества, без которых человек не может называться «человеком».
Игромания как наркомания?
Злоупотребление виртуальными играми приводит к формированию зависимости. Игромания является одной из самых тяжелых форм зависимости, также «вырывает» человека из жизни и действует разрушительно на его психику как наркотики и алкоголь. Почему дети уходят в игру? Есть несколько механизмов, которые, как правило, сцеплены друг с другом. Во-первых, конечно, это свойство самих игр – они затягивают. Происходит это примерно как с собачками Павлова: мелькают картинки, идет озвучка, мерцают лампочки – и вот уже готов рефлекс… На уровне дрессировки… человек в капкане. У меня лично есть опыт «попадания в капкан» одной безобидной компьютерной игры, стоило только расслабиться и три месяца летнего отпуска просто прошли в пустую, но зато в «том мире» были построены замки и завоеваны новые земли!!! А ведь я уже была довольно взрослой. Во-вторых, если реальность ребенка его не устраивает, если она скучна или через чур заряжена негативом, так и хочется забыться в мире, где можно делать все что угодно, а если совершил ошибку, то переиграть стадию… И проблемы будто не бывало.
Отлучить от компьютера – единственный выход?
Какой выход из всей этой, не побоюсь слова, «опасной» ситуации? Отлучать от компьютера? Полностью – не получится, да и нет смысла… Компьютер и виртуальный мир – это мощный ресурс, где, как и в жизни, есть и опасное, и полезное (информация, общение). Современные дети должны владеть компьютерными технологиями. Кроме этого, игры имеют развивающий эффект, даже простые «ходилки» тренируют внимание. Доводы – вещь важная, говорить о вреде таких игр, конечно, необходимо. Но следует помнить, что даже в юношеском возрасте логическая аргументация имеет еще слабое значение. Или так «Да, понимаю – вредно, но тянет так, что удержаться не могу. Я чуть-чуть поиграю» и … до следующего утра…
Не могу обойти ставшую уже банальной рекомендацию: «Родители, уделяйте внимание своим детям!». Поддерживайте своих детей эмоционально, разговаривайте с ним понимающим тоном, проводите с ними выходные, разделяйте их интересы, гордитесь своими детьми и каждый день радуйтесь, что они у вас есть. Из такого мира – понимающего и теплого никто не уйдет в мир крови и жестокости.
Цивилизация развивается в бешенном темпе, мир не становится добрее… Современные технологии несут одновременно и добро, и зло… Самый надежный выход в этом лабиринте – духовность человека… Именно духовность обеспечивает нравственный выбор из всего, что предлагает окружающий мир в своем «меню».
Мой ответ как психолога на вопрос о том, как оградить детей от жестоких компьютерных игр таков: необходимо развивать духовность и нравственность, но не через нотации «можно – нельзя», а через реальную родительскую любовь, понимание и поддержку, и конечно собственным примером… Более детально о действиях родителей, которые желают повлиять на ребенка и снизить его увлечение «кровавыми» играми, можно узнать на индивидуальной консультации специалистов или прочитать в статьях того же Интернета.

Достаточно ли вы хорошая мать?






Дональд Вудс Винникотт – британский педиатр и психоаналитик.
Творчество этого психоаналитика оказало огромное влияние, как на современное психоаналитическое мышление, так и на многие области человеческой деятельности: социальную работу, педагогику, психологию развития, педиатрию.
С его точки зрения, мать должна стать для ребенка «довольно хорошей» матерью; при этом вариант «идеальная» мать столь же пагубен, как и «плохая» мать, и, более того, быть «плохой» матерью для ребенка лучше, чем быть для него матерью «идеальной».
«Довольно хорошая» мать
«Достаточно хорошая» мать устанавливает с ребенком  поддерживающие отношения, холдинг. «Холдингом» (от англ. hold − поддерживать)  − это состояние, когда все потребности ребенка удовлетворяются, он защищен, но не знает, что его поддерживают. Это способствует тому, что ребенок экспериментирует с внешним миром и исследует его, но при этом находится в безопасных условиях, которые обеспечивает мать. За счет холдинга на ранних этапах развития у ребенка формируется «чувство субъективного всемогущества», которое он вскоре утрачивает. Состояние холдинга должно длиться недолго.
Развитие нормальное и патологическое
Тут я хочу обратиться ко всем матерям: не забывайте о себе: это будет полезно вашему ребенку. Чем старше становится ребенок, тем больше мать может уделять внимание себе. Такое отношение позволит ребенку переключиться с субъективных объектов (которые он создает в воображении) на объективные объекты (которые существуют в реальности).
Реальный объект характеризуется тем, что на него можно опереться, плюс, он не разрушится, если на него направить агрессию. Очень маленький ребенок еще не знает, реальная ли вы мать − он должен выяснить это. Так, ребенок направляет на мать агрессию, и если мать не выдерживает ее, то ребенок делает вывод, что она − фантазия. Боясь разрушить любимую фантазию, он вынужден сдерживать себя, то есть подделывать свое самоощущение, заставляя себя вместо агрессии испытывать другие (ложные) чувства.
Чтобы понять разницу между «довольно хорошей» матерью и «плохой» и «идеальной», рассмотрим их ,чтобы понимать,что не рекомендуется делать.
«Плохая» мать
«Плохая мать», во-первых, не устанавливает холдинг. Во-вторых, она, таким образом, вынуждает ребенка преждевременно адаптироваться к реальности, к которой ребенок еще не готов − ему нужна поддержка. Ребенок не может узнать себя в таких условиях, что приводит к формированию ложных представлений о себе, к формированию ложного Я.
«Идеальная» мать
«Идеальная» мать тоже способствует созданию ложного Я, но она «действует» с другой стороны. Она устанавливает холдинг, но потом не отпускает ребенка (вот почему столь важно уделять внимание себе, своим потребностям и интересам, и постепенно снижать степень опеки над ребенком). Это формирует у ребенка инфантилизм − он «привык», что все всегда за него будет сделано, и «привычка» никуда со временем не девается. «Идеальная» мать удовлетворяет потребность ребенка еще до того, как он осознает ее. Например, кормит ребенка до того, как он испытывает голод. Поэтому психологи не рекомендуют кормить ребенка по часам: откуда, в итоге, ребенок узнает о том, что он голоден и что такое голод вообще? Не узнает.
При этом «идеальная» мать хуже, чем «плохая», так как в первом случае ребенок сливается со своей матерью, он не знает реальности и не способен с ней справиться. «Плохая» мать все же заставляет своего ребенка познать реальность и научиться реагировать на нее.
Я вам желаю стать для своего ребенка «достаточно хорошей» матерью.




Как воспитать гения?

Многие родители уже с рождения пытаются развивать таланты своего ребенка. 
Надо ли это делать? И с какого возраста?
 
Как правильно подойти к вопросу воспитания гения:
 
выявить таланты, развить их, и не перегрузить малыша?


Таланты и развитие происходит с рождения. Не имеет смысла вопрос - с какого возраста. Ответ - с зачатия.
Основные принципы - любовь, внимательность, творчество, спокойствие, уверенность. Смотрите за своим ребенком - к чему он тянется, что любит, чему отдает предпочтение. Рисовать, листать книжки, различать цвета и формы можно с самого раннего возраста, как только удается удержать в руках книжку, листочек или фломастер.
Самое главное - наблюдение и свобода. Не поддавайтесь стандартным ограничениям и правилам. Обратитесь к опыту людей и родителей, которые увлечены развитием детей, получают от этого процесса удовольствие и имеют положительный опыт.
Если вы будете внимательны к ребенку, вы сами почувствуете, перегружаете его или нет. Лучше попробовать что-то новое, пусть даже непродолжительное время, чем бояться что-либо предлагать и не предложить вовсе. Если даже ребенок еще не готов что-либо воспринять, он вам это покажет, и перегруза не будет.
И не стоит сравнивать развитие и воспитание вашего ребенка со своим собственным детством. Наши родители больше зависели от мнений врачей и учителей, меньше экспериментировали, в наше время было меньше возможностей, меньше игровых занятий. Сейчас и дети рождаются более свободные и творческие, и игровых комплексов и методов гораздо больше. Все можно найти в Интернете.
Поэтому нужно идти за своим ребенком и лучше быть чуть-чуть впереди. Не ограничивать и не останавливать. Важно не забывать и о телесном развитии - зарядки, плавание, танцы. Чем разностороннее развиты сами родители, чем они счастливее и любопытнее, чем более подвижны, тем активнее их дети. Не забывайте и о себе.
Жизнь - это творчество. А помогать расти своему ребенку - интересный и творческий процесс, который и вас многому может научить.
Несвитский Антон Михайлович
Если ребенок ярко проявляет свои таланты буквально с рождения - то он уже родился гением, и достаточно лишь поддерживать его в желании развиваться, предоставляя условия и материалы, а позже - учителей, педагогов.
Если же ребенок развивается обычными темпами, то можно предоставлять ему возможность пробовать свои силы в разных направлениях, и просто быть внимательным, замечать - что ему больше нравится и больше получается. А потом предлагать более углубленно этим позаниматься. И внимательно слушать ребенка: если он говорит "нет" - значит, он не готов развивать эту сферу, и настаивать не стоит.
Возможно, это действительно его талант, но всему свое время. Настаивая и заставляя (тем более!), этот талант можно убить, внушив отвращение к занятию только из-за давления, которое родители оказывают на ребенка.
Популярная у многих нынешних родителей метода "выкапывать" таланты, буквально принуждая ребенка к разным творческим занятиям - может скорее навредить ребенку. Так можно не только закопать уже имеющиеся таланты, но и "помочь" ребенку вырасти с чувством неполноценности, так как завышенные ожидания родителей приведут лишь к ощущению у ребенка собственной "недостаточной хорошести" для родителей.
С какого возраста?
С того, с которого сам ребенок проявляет интерес к какому-то занятию и отдает ему явное предпочтение. В остальном у ребенка должно быть пространство для развития, игрушки, материалы, соответствующие его возрасту и потребностям, о которых он с определенного возраста может сказать словами, а до того - выразить жестами. И в этом пространстве игр таланты могут проявляться естественным порядком, без давления.
Как правильно подойти к вопросу воспитания гения
Правильно, на мой взгляд, вообще не думать о том, чтобы вырастить гения. Есть смысл выращивать того, кто к вам пришел. Он такой, какой он есть, пришел в вашу жизнь не случайно. Любите своего ребенка с теми способностями, которые дала ему природа. Он в любом случае будет куда более счастливым, если его принимать таким, какой он есть, даже если его способности - "средние" на первый взгляд.
А попытки воспитать гения - чаще всего следствие чувства внутренней ущербности у самих родителей, которые пытаются компенсировать это за счет гения-ребенка, которым можно было бы гордиться и предъявлять другим как оправдание собственной жизни (которая, видимо, сама по себе не устраивает и ценной не кажется).
Увы, воспитать ребенка невозможно - дети все равно будут похожи на родителей. Воспитывать можно только себя. И если вами движет желание кому-то что-то доказать и возвысить себя за счет ребенка - ребенок вырастет не гением, а лишь тем, кто склонен решать свои проблемы за счет других.
Украинцева Ирина Антанасовна
Воспитать гения? Спорный вопрос. Как мне кажется, всё-таки гениями рождаются, а просто из ребёнка гения сделать невозможно. Обычно задатки гениальности проявляются с раннего детства. 
Если родители заметили какие либо задатки у своего ребёнка, то, конечно, можно направить ребёнка в нужное русло. Заниматься с детьми, найти хорошего репетитора: допустим, педагога по музыке - если ребёнок музыкален, учителя математики - если у ребёнка математические задатки.
Но дети-гении обычно перегружены, родители дабы удовлетворить свои амбиции начинают водить детей по различным кружкам, секциям. Ребёнок в конечном итоге устаёт, живёт на грани нервного срыва.
В моей практике был случай, когда родители решили, что их ребёнок гениален и одарён, усиленно с ним занимались, убедили администрацию школы экстерном перевести его из второго класса сразу в четвёртый. В итоге на данный момент у ребёнка нервный срыв, психиатр ставит диагноз истерический невроз, родители теперь водят его не только кпсихологу, но и ко всем сопутствующим специалистам, и никто не может поставить диагноз...
И вопрос: а надо ли было??? У каждого человека есть задатки, конечно, их нужно развивать,но без фанатизма.
Надо любить и воспринимать ребёнка таким, какой он есть, безусловно!!! Самое главное -это здоровые детки, как физически, так и психологически!!!
Пилипчук Ольга Владимировна
Как воспитать гения? Давайте размышлять вместе. Гении - это одаренные, талантливые люди.
Значит, как минимум, необходимо понять - какими талантами обладает Ваш ребенок. Не впадая в крайности, трезво, без иллюзий, без желания самореализоваться через ребенка. Просто понаблюдать, помня и осознавая, что таланты бывают в разных областях.
·         Кто-то хорошо поет, танцует, читает стихи.
·         У кого-то великолепные способности к языкам.
·         А кто-то просто гениально умеет слушать или сочинять разные смешные истории, или просто смешно рассказывает анекдоты.
То есть помнить, что не все имеют задатки гениальных музыкантов или литераторов. Есть "маленькие" таланты, но не менее ценные.
И в этом случае ребенка просто поддерживать. Слушать, разговаривать, любить, интересоваться, что у него на душе. И помнить о том, что "трава не вырастет раньше положенного срока, если ее вытягивать. Трава растет сама в положенный срок".
Араджи Евгения Юрьевна
Все дети гении, но родители делают из них то, что могут, и только некоторым удается реально проявить свои таланты.
Самое трудное это не мешать ребенку развиваться родительским обучением. Ранние "нельзя" и "хорошо-плохо" убивают гениальность, потому что гениальность находится за рамками шаблона, а "нельзя-плохо-хорошо" и другие оценки - это шаблоны.
Большего успеха добились японцы, они научились учиться у детей до 3 лет, именно там реально дает плоды раннее развитие.
Ребенку до 3 лет важна безопасность среды и ее обучающие функции. В этом преуспели Монтессори, Фребель, Доман, Орф, Ибука.
Родитель, который хочет счастливого ребенка с максимумом возможностей самореализоваться, может:
1.    Пройти психотерапию, чтобы не передавать комплексы ребенку и быть способным видеть его личность реально, а не через призму собственных искажений личной историей жизни.
2.    Создать среду безопасную и обучающую.
3.    Наблюдать за ребенком и помогать ему раскрывать свои таланты.
4.    Искать учителя (учителей), который любит детей, предмет и счастлив от этого.
Гениальность не всегда делала людей счастливыми, а счастливые не всегда гениальны. Я своим детям желаю счастливой гениальности и гениального счастья.
Могилка Ольга Владимировна
Однажды… меня спросили: А как воспитать гения?
Понимаете…
Я не очень-то разбираюсь в гениях).
Мне иногда кажется, что для того, чтобы получился гений, сначала нужно взять одного человека.
Ох! Кстати! Давай сразу запишем рецепт.
«Рецепт приготовления гения».
Значит, сначала нам нужны два человека.
Почему – два??? Ну…
Понимаете, чтобы взять одного человека…
Сначала нужно сложить двух.
Маму и папу. Вот. А потом подождать.
Немножечко. А потом прилетит аист.
Аисты – это, конечно же, не очень-то и современно…
Но… Знаете, мне – нравится!!!
Это же моя голова??? Я же могу в ней - думать???
Даже и вот такое странное. Ну, например, и про аистов.
Вот. Значит, однажды – аисты. И человек родился.
Ну, а потом…
А потом…
Знаете, я вот такая хитрая…
Короче, сходила тут в одно место. Ага! Специально!!!
И там я стала выяснять. Ну, про гениев.
И мне ответили, что по гениям – это надо в Канцелярию.
Ну, отправить запрос. И не просто так.
А по всем правилам.
По каким-таким правилам??? Ну, вы – даёте!!!
Как вы вообще тут живёте??? Это же – элементарно, Ватсон!
Нужно вот так вот встать. Ровненько. Можно и молча.
И всё. И загадать желание.
Ну, обращённое к Фее.
Вот.
А больше про гениев – я ничегошеньки и не знаю.
Хотя…
Говорят ещё…
Впрочем, наверное, врут. Ладно, так и быть.
Я вам скажу. Эту великую тайну.
Понимаете, говорят…
Что люди – крылаты. Не все.
А только… эти вот. Наглые. Которые смеют летать!
Летать, ибо не могут Ползать.
Того же и вам всем желаю.
P.S. Ой-ой-ой!!! Совершенно вылетело из головы!
Хорошо, что поймала! Короче, понимаете, ведь бывает и так, что у человека могут быть две мамы или даже несколько пап.
Дорогие человеки!!! Ничего страшного. Не переживайте. Это совершенно не помешало одной моей очень хорошей знакомой девочке стать талантливой. А она - очень наглая!
А сначала – стесняяяялась. Так мне однажды надоела. Этим вот – «комплексовать».
Я была вынуждена ей позвонить. И наорать. А чего она стесняется??? Ну, подумаешь – одна мама и три папы. И ничего такого! И можно очень даже радоваться!!!
Мама – одна, а с папами… А хорошо получается: папа – раз, папа – два, папа – три. Повезло!!! Ведь, согласитесь, далеко не у каждого есть столько пап. А папа в хозяйстве всегда пригодится. Даже если вы уже выросли. Ему же можно просто позвонить. И наорать, что любите и соскучились! А кому вы ещё это скажете???
А в следующий раз… я расскажу вам ещё про что-нибудь интересненькое.
P.P.S. А ведь хотела только про гениев. Вот я всегда такая. Простите. Не специально!!!
Оно – само. И не считается!!!
Сотник Дмитрий Михайлович
Иногда становится жаль что даже на управление автомобилем необходимо иметь удостоверение водителя, позволяющее управлять транспортным средством - а на рождение детей ничего не надо. Их может рожать кто хочет и сколько хочет и делать с ними все, что угодно. Все мы родом из детства! 
Нужно ли развивать таланты ребенка и с какого возраста? Да, нужно развивать талантыребенка,  а не свои несбывшиеся мечты в виде проекций, навязываемых малышу. "Ребенок сам покажет, какой талан и с какого возраста" - это нужно заметить, беспристрастно принять и помочь, наслаждаясь-принимая участие в данном процессе.
Как правильно подойти к воспитанию гения? Позволить критиковать другим (такие обязательно найдутся), а самому родителю(ям) эмоционально помогать и поддерживать ребенка. Помнить и понимать, что если у ребенка выходной или каникулы - он может делать с этим временем то, что считает нужным. Потому что самостоятельное детство - это такой же естественный процесс "развития", в том числе творческой-креативной составляющей, которая будет играть большую роль в его становлении как личности более успешной и продуктивной.
Нагорнова Наталья Анатольевна
Лучший маяк - свободные, счастливые и увлечённые своим делом родители. Можно помочь разобраться: к чему есть у ребёнка повышенный интерес, страсть. Страсть к чему-либо позволяет человеку продвинуться в знаниях в этом направлении. Дальше - не мешать идти по дороге исследований и ошибок, ведь гений - "парадоксов друг".
Горовец Зинаида Антоновна
Для развития высокого уровня творческой одаренности очень важна "питательная" среда. Мне кажется, что гениальными не становятся, а гениальными рождаются. Самое главное, чтобы родители вовремя заметили способности ребенка и стали развивать их.
Рядом с гением должны быть родители, которые умеют размышлять, сопереживать, принимать. Родители должны быть эмоционально богатыми и эмоционально щедрыми. Ребенок с рождения должен быть безусловным любимцем родителей - ребенком, которого любят родители просто за то, что он у них есть. 
В воспитании гениального ребенка всё должно быть равномерным, равноправным и обязательным:
·         помогать ребенку познавать, а не оставлять н долго перед экраном телевизора или компьютера;
·         создавать условия для эксперимента, изучения, чтобы была  возможность все попробовать, потрогать, увидеть, услышать, пощупать;
·         развивать в ребенке терпение;
·         собирать библиотеку, чтобы ребенок мог в любое время получить дополнительную информацию по интересующему его вопросу, да и родителям, имея много книг, будет возможность найти ответы на трудные вопросы маленького чада;
·         создавать условия для общения со сверстниками в садике либо в кружке, так как социализация для ребенка - это гарант его  успешного будущего;
·         поддерживать ребенка во всех его начинаниях и увлечениях, помня, как важно для ребенка иметь возможность делать выбор  самостоятельно, справляться самостоятельно, исправлять ошибки самостоятельно;
·         радоваться достижениям ребенка, помогая преодолевать трудности, а не упрекать за мелкие промахи или ошибки, которые ребенок допускает по незнанию.
В общем, воспитать гения не так уж и просто, если вы уделяете мало внимания ребенку, если вы нетерпеливы, часто раздражаетесь.
И совсем уж легко воспитать гения, если вы готовы как можно больше времени провести вместе с ребенком, если вы терпеливо вместе с ним познаете окружающий мир, ищете ответы на такие сложные, пока еще,  для ребенка вопросы.
Силина Марина Валентиновна
Я считаю, что гениями рождаются, независимо от воспитания.
Единственное, что могут сделать родители - принять его самобытность. Быть рядом с гением всегда непросто...
Но если родители дадут возможность для развития способностей у ребенка, будут их развивать, укреплять, давать определенную свободу для реализации, не будут мешать его самобытности - этого достаточно, чтобы гениальность  была направлена в нужное русло. Иначе эта самая гениальность будет направлена на саморазрушение.
Пальчикова Елена Александровна
Дело даже не в том,чтобы заметить сверхспособности  ребенка - дело в том, чтобы не задушить на корню его способности.
Любите своего ребенка, но без фанатизма. Делитесь своими жизненными ценностями, но при этом прислушивайтесь к мнению ребенка. Да и дисциплину никто не отменял, она залог дальнейшей самоорганизованности человека -большая просьба не перепутать с диктатурой! Вот, в общем-то, и все, что нужно, чтобы ваш ребенок был счастлив!
Будет ли ваш ребенок гением? Да кто его знает, в любом случае если будет - то будет счастливым гением, к примеру как Ричард Ф.Фейнман, да и напишет книгу :"Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" Книга увлекательная, она знакомит с незаурядной личностью автора, мы так мало знаем правды о гениях – только со слов друзей и близких. А здесь все от первого лица!
Шишова Елена Васильевна
Очень порадовало единодушное мнение аудитории о том, что специально гениев растить - занятие пустое. Вообще намерение вырастить гения - это, на мой взгляд, не о любви к своему ребенку и желании счастья для него, а о родительском тщеславии.
С гениями все довольно просто, их не нужно специально растить, уместно вспомнить Л. О. Пастернака:
Если человеку дано быть художником, его хоть палкой бей, а он им станет.
Стоит ли развивать таланты и поддерживать интересы ребенка? Конечно, только это должны быть его таланты и его интересы. И это нужно не для того, чтобы он вырос гением - а для того, чтобы его жизнь была наполнена тем, что ему интересно и важно, потому что именно такие вещи и придают жизни личностный смысл.
Как помочь ребенку найти себя? Первый совет - для тех, кто еще только собирается иметь детей, или для тех, чей ребенок недавно родился. Уже на первом году жизни нужно обеспечить достаточную стимуляцию для всех органов чувств.
Нужно, чтобы малыш достаточно двигался, видел, трогал разнообразные предметы (речь не об игрушках, а обо всем, что его окружает), чтобы с ним разговаривали, рассказывали сказки, пели, делали гимнастику и массаж. Кстати, это важно для формирования интереса к учебе вообще.
Совет второй. Дети интересуются всем, и их не нужно ограничивать. Пусть ваш ребенок пробует себя во всем: мытье посуды, забивании гвоздей, ловле бабочек, рисовании и катании на велосипеде. Поддерживайте его в этом. Это важно не только потому, что позволяет определить сферу интересов, но и имеет прямое отношение к формированию адекватной самооценки.
И последнее. У ребенка может быть множество интересов, которые появляются и затухают. И есть какие-то интересы, которые сопровождают его на протяжении лет, иногда с первого-второго года жизни. Это и есть то, на что вам следует обратить особое внимание.
Белянин Валерий Павлович
Эйнштейн сказал, что гений - это 1% таланта и 99% упорного труда.
Исходя из этой формулы (с которой я согласен), я думаю, что в основе воспитания гения (если таковая задача может быть поставлена) лежит воспитание трудолюбия, усидчивости, целеполагания, мотивированности на труд и на результат.
А в какой области гений себя проявит - зависит от возможностей воспитателей и обстоятельств жизни. Ну и от наследственности, несомненно.
Если же Вы хотите прославиться, уже будучи взрослыми, то освойте тайм-менеджемент и направьте все усилия на достижение социально значимых результатов. И человечество, возможно, заметит Вас.
Черныш Надежда Николаевна
Гениальность - это желание родителей видеть ребенка таким + мотивация самого ребенка быть таким. Гениальность следует из узконаправленного изучения одного дела. Ребенок всю свою энергию направляет на дело. Он не дружит со сверстниками как все дети, только учится и учится. Т.е. он отделен от общества.
И тут возникает вопрос: а нужна ли такая гениальность, которая лишает человека радости полноценного общения? Гении полезны для общества, но не для себя самих.
А вот растить способных детей можно, и делать это нужно с самого зачатия. Здоровым и счастливым ребенок может родится только в семье, где его любят, заботятся в самом начале его зарождения, в утробе мамы. Насколько благоприятные отношения вокруг него создаются, настолько и будет этот ребенок впоследствии успешным в жизни.
В момент роста его в утробе мамы закладываются его органы на физическом уровне и впечатления об окружающем мире на психологическом уровне. Ребенок все слышит и ощущает, будучи внутри. Если мама нервничает и печалится, то могут быть аномалии не только в развитии различных органов, но и в психике.
Такой ребенок, подросши, будет больше решать проблему здоровья и проблем в отношениях вместо того, чтобы осваивать знания и навыки, будет бояться людей. Все это он несет потом в свой мир и будет жить по данному сценарию. Конечно, среди и таких людей могут быть в конце концов успешные, которые решаться изменить свою судьбу, но не факт.  
По этому поводу есть работа чешского психиатра Станислава Грофа "За пределами мозга", где описывается что и как влияет на развитие ребенка во время беременности, родов и его последующее существование.
Любящие и правильно развивающие своих детей родители могут вырастить талантливых и способных детей. От 0 и до 18 лет происходит планомерно-поэтапное формирование личности ребенка. И здесь если ребенок правильно развивается на каждом этапе, то в дальнейшем ему не представится труда стать профессионалом в понравившейся ему области. Да и тут очень важно помогать ему выбрать то направление, которое он сам выберет, и которым заниматься он будет с удовольствием. Только в любимом деле человек может хорошо развиваться, получать от него удовольствие и постоянно совершенствоваться!
Рудометова Ольга Владимировна
Каждый ребенок рождается с определенными задатками, в процессе развития и взаимодействия с окружающей у ребенка появляются навыки, а затем развиваются способности.
Я считаю, что важной задачей каждого родителя является воспитание здорового и счастливого ребенка - дать основы, необходимые для противостояния изменениям, стрессам и неожиданностям, которые будут встречаться ему в течение всей жизни. Для этого необходимо:
·         Заботиться о ребенке с самого момента зачатия. Вести сбалансированный образ жизни, в умеренных количествах, но регулярно заниматься физическими упражнениями, придерживаться здорового рациона питания, достаточно отдыхать и заниматься самовоспитанием.
·         Наблюдать за ребенком - как он ест и спит, как реагирует и общается с другими людьми
·         Развивать свою чувствительность и спокойствие, чтобы понять потребность ребенка и утешить его, в этом может помочь медитация, прогулки на природе, спокойная музыка.
·         Делать ежедневный массаж всего тела, который облегчает ребенку пищеварение и повышает его сопротивляемость болезням, улучшает сон и помогает освободиться от мышечного напряжения.
·         С 3-х летнего возраста можно заниматься упражнениями йоги и дыхательными техниками. Регулярные упражнения способствуют координации движений и регуляции чувства голода, жажды, сна и пищеварения, что очень важно для ребенка.
Следуя этим рекомендациям, вы и ваш ребенок сможете наслаждаться здоровой и радостной жизнью.
Старайтесь всесторонне развивать ребенка, наблюдайте за его интересом к занятиям и способностями. Не заставляйте делать то, что не нравится ребенку. Научите и помогайте доводить начатое до конца.
Я считаю, что развитие интереса и умение завершать начатое дело формируют в ребенке желание к созиданию и открытию интересного, нового. А это талант и неординарные способности. - И, возможно, путь к гениальности!
Осинцева Анастасия Андреевна
Мне кажется, для начала родителям очень честно стоит ответить самим себе на вопрос: ЗАЧЕМ?
Зачем мне нужно, чтобы мой ребенок был гением?
И что я буду чувствовать, если мой ребенок окажется не гением?
Когда у родителя есть ответы на вопросы внутри, ему не нужно мнение извне. :)
Першукова Юлия Ивановна
Родителям желательно определиться, что для них значит "ребёнок-гений", и для чего им именно такой ребёнок? Если ответы ориентированы на удовлетворение собственных амбиций, то навряд ли такой подход к "взращиванию" талантов ребёнка можно считать гармоничным!
Если же родители ориентированы на развитие ребёнка, исходя из его способностей и возможностей, то, несмотря на встречающиеся сложности и трудности, всё получится!
Для того, чтобы увидеть таланты ребёнка, стоит просто за ним наблюдать в разных видах деятельности, не стесняться пробовать разные направления, чтобы понять, на что ребёнок откликается, к чему есть задатки, а что остаётся менее интересным!
Нужно помнить, что задатки и способности есть у каждого ребёнка, но чтобы их развить, нужно терпение, усердие и время!
Иноземцева Алёна Николаевна
Гениальность в её бытовом понимании подразумевает развитие и талантов, и способностей, и умения находить неординарные решения.
Что касается таланта, конечно, приятно думать, что он есть у каждого, только проявляется он "незапланированно" у всех по разному и в разном возрасте. Кто-то в 4 года обнаруживает способности к гимнастике, и с приобретением опыта способности перерастают в талант. А у кого-то в 35 лет раскрываются талант к преподаванию, например.
На мой взгляд, в воспитании ребенка ставить цель "вырастить гения" неэкологично.  И здесь, возможно, родители компенсируют свои "упущенные возможности". 
В возрасте с 0 до 4 лет лучше насытить ребенка эмоциональным, тактильным контактом с мамой и папой.  Конечно, и в это время давать крохе много развивающей информации, но при этом не ставить цель, чтобы он её усвоил, не устраивать экзаменов. Не нагружать ребенка своими ожиданиями от него (хотя это справедливо в любом возрасте).
Давыдова Рима Анатольевна
Интересный вопрос: как воспитать гения? Все начинается с внутриутробного развития ребенка. Здесь очень важно понимать, что человек состоит из души и тела. Тело человек питает продуктами, а о душе редко кто помнит. А ведь душе тоже нужно питание, здоровое питание. Только в этом случае родится гармоничный ребенок, который впоследствии может стать гением. Это мое субъективное мнение.
Зиннатуллина Жанна Ахатбековна
Воспитать гения сложно, потому что на первом месте стоит генетика, и если ребёнок родился гениальным, то даже без родительской помощи он проявит свои способности. Просто благодаря родителям эти способности  могут проявиться и развиться чуть раньше.
Вспомним великих людей прошлого: А.С. Пушкин, который начал писать стихи рано, или Михайло Ломоносов, который развил свои способности, данные ему природой, после 17 лет, когда впервые сел за парту и стал учиться. Альберт Эйнштейн, был неординарным учеником и своим пониманием не вписывался в общепринятые мерки, но всё равно открыл теорию относительности и другие теории. 
И задача родителей состоит в том, чтобы  помочь ребёнку развить то, что у него есть, к чему у него есть способности и наклонности. Для этого существуют разные методики,  развивающие центры, школы.
И возможно, многим родителям хочется, чтобы их ребёнок добился многого в жизни, стал успешным, и самое главное, чтобы ребёнок был счастливым! Рос и развивался, познавал себя, познавал окружающий мир, использовал свои способности, знания и навыки себе на пользу, радовался жизни, умел любить и был любимым!
Алёхина Елена Васильевна
А я задумалась о соотношении субъективного и объективного в оценке человека как "Гения"...
Более или менее объективно гениальность человека можно оценить только по результатам его творческой деятельности, которые по большей части человек выдает уже в зрелые годы, а то и вовсе в конце своего жизненного пути, а отнюдь не в начале.
И как тут не вспомнить слова Томаса Эдисона, ставшие крылатым выражением:
Гений - это 99% труда и 1% таланта.
А ведь в начале жизни увидеть можно только этот 1%. То есть, опираться приходится только на субъективную оценку свою или экспертную.
Впрочем, разглядеть выдающийся талант не так уж и сложно. Он с такой силой стремится проявиться в человеке, что никакие воспитатели не в силах ему противостоять. Этот талант ведет человека по жизни и заставляет его трудиться, не покладая рук, создавать нечто великое, кардинально влияющее на развитие всего человечества, нечто, что не под силу другим.
Но выдающиеся способности вместе с тем серьезный вызов личности. И судьба гения может сложиться драматически или более благополучно в зависимости от того, насколько его родители сумеют помочь социальной адаптации, насколько они сумеют научить его трудиться. Ведь талант немилосердно жесток к тому, кто не работает для его реализации.
Если же талант ребенка не выражен столь ярко и отчетливо, ему очень важны внимание и помощь в том, чтобы раскрыть сильные стороны своей личности и научиться строить жизнь с опорой на них. И здесь субъективная оценка родителей играет очень большую роль.

Поэтому думаю, беспроигрышной стратегией для любого родителя будет максимально открытая позиция по отношению к своему ребенку, о которой коллеги уже много сказали выше. Какая разница, гений он или нет? Никакой. Он уникум, единственный и неповторимый. Для родителя, миссия которого заключается в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свою уникальность и прожить его единственную и неповторимую жизнь счастливо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий